Главная задача упаковки — уберечь содержимое от взаимодействия с окружающей средой. Товары на протяжении всей истории человечества требовалось хранить, складировать и перемещать.

Как развивалась упаковка с давних времен и до наших лет?

Первая тара была предназначена для жидкостей: без воды обходиться сложно. Сперва это были корзины, обмазанные глиной, затем керамические кувшины.

В древности, около 4-5 тысячелетий до н.э. сосуды использовались для вина и пива, их применяли для хранения вина. Через полторы тысячи лет появились амфоры — вместительные сосуды с узким горлышком и ручками. Эта тара идеально соответствовала требованиям логистики — амфоры прекрасно штабелировались, были достаточно прочными и закупоривались. В старинных сосудах использовался тот же принцип, что и в нынешних ПЭТ-бутылках — округлое дно распределяло давление более равномерно.

В то же время тару стали маркировать. На сосуд с вином наносились сведения о возрасте вина, указывался сорт и регион виноградника. Это положительно сказалось на торговле.

Следующим этапом стала стеклянная тара. Началось все с бутылочек и флакончиков для различной косметики и благовоний. Со временем египтяне научились делать флаконы в виде фруктов и овощей, людей, животных.

Параллельно развивались и такие виды упаковки, как фляги, бурдюки и бочки. Всё это, в том или ином виде, используется до сих пор, как и стеклянная тара — за многие столетия она трансформировалась, но и сейчас используется весьма активно.

К слову, в России в XIX веке производство стеклотары развивалось весьма интенсивно (благодаря технологии машинного литья бутылок). Это способствовало росту ассортимента форм сосудов, для каждого напитка был особый вид бутылки. Для пива, ликера, коньяка, простая и столовая бутылка, для шампанского. Многие компании выпускали собственные бутылки, оригинальная форма была в ходу. Так, например, появились бутылка-фляжка и фигурные бутылки.

В средние века для упаковки товаров начали использовать бумагу. В те времена бумага была довольно дорогим товаров, и никому не приходило в голову сделать из нее расходный материал, но немцы создали плотную бумагу с бирюзовым оттенком и начали заворачивать в неё сахар. Постепенно, с развитием типографской печати, на упаковке начали печатать изображения и тексты, привлекающие внимание покупателей — упаковка стала маркетинговым инструментом.

Затем благодаря французам появилась вощанка, дешевая плотная бумага, покрытая тончайшим слоем олифы. Англичане ответили созданием бумаги, которая не промокала — в её состав входил пергамин. США в середине XIX века запустили машины, с помощью которых делали бумажные пакеты и мешки.

Примерно в то же время был разработан, а позже и усовершенствован картон — сначала его использовали в парфюмерии и медицине, затем, после начала конвейерного производства, картонные коробки стали массовым способом упаковки товаров.

Дальнейшую эволюцию упаковки поистине можно назвать ураганной: патент на консервирование в металлической и стеклянной таре позволил упаковывать продукты питания, завинчивающиеся крышки и многоразовые пробки заставили людей присмотреться к упаковке более внимательно, а развитие цветной полиграфии делало упаковку всё более и более функциональной с точки зрения маркетинга: помимо монохромных и цветных этикеток упаковочные материалы использовались в качестве рекламных площадей.